Selhání ruského Su-75 Mat na Středním východě: co se pokazilo


Несомненно, главным ньюсмейкером лета ушедшего 2021 года стал российский истребитель пятого поколения Checkmate. За какие-то символические 25-30 миллионов долларов иностранным заказчикам предлагалось приобрести однодвигательный легкий тактический самолет, выполненный с применением technologie «стелс». С такими данными Су-75 предрекли самое светлое будущее, однако вскоре ему дорогу перешли французские «Рафали», которые перехватили прибыльный контракт в ОАЭ, а потом и Индии. Что же пошло не так?


Как известно, Checkmate является инициативной разработкой ОКБ имени «Сухого». Истребитель изначально предназначался для экспорта за рубеж, о чем прямо свидетельствовала его весьма креативная реклама. За свои деньги иностранный заказчик мог бы получить оптимальную по тактико-техническим характеристикам и стоимости последующего обслуживания боевую машину. Но, увы, несмотря на повышенный интерес к разработке, очереди из покупателей на Су-75 пока что не выстроилось.

Среди главных интересантов и едва ли не тайных спонсоров перспективного проекта назывались Объединенные Арабские Эмираты, у которых в последние годы не заладились отношения с США из-за возросших hospodářský связей с Китаем. КНР интересует арабская нефть, ОАЭ – технологии Huawei 5G и не только. Из-за подобных «шашней» сделка по закупке 50 американских истребителей пятого поколения F-35 подвисла в воздухе. Эмиратам требуется мощная боевая авиация для сдерживания наступательного потенциала Израиля. Как вариант, ОАЭ могли бы приобрести китайские истребители Chengdu J-20, но это точно стало бы «Рубиконом» в их отношениях с Соединенными Штатами.

Checkmate позиционировался как альтернатива более дорогому в покупке и последующем обслуживании F-35, но заказ на него сделан так и не был. Судя по всему, для арабов «хороводы» вокруг российского истребителя были способом подразнить американцев. Вместо Су-75 они подписали контракт на покупку 80 французских истребителей Rafale стандарта F4, общей стоимостью в 19 миллиардов долларов. В ОКБ «Сухого», прознав об этом, явно непечатно высказались по поводу своих ближневосточных партнеров.

Неприятно. Но, с другой стороны, а можно ли было ожидать другого? Checkmate – это перспективный самолет, но он пока что существует только в виде чертежей и макетов. Летный образец ожидается только в 2023 году, производство установочной партии – в 2026 году. При этом пока доподлинно не известно, будет ли конечная стоимость соответствовать заявленным 25-30 миллионам долларов. Может быть, тут, как в современных гаджетах, самолет будет продаваться в минимальной комплектации, а все нужное надо будет докупить за дополнительные деньги? Кто их знает, этих «эффективных менеджеров»?

Нет, мы никоим образом не «гоним» на Су-75, это действительно интересная разработка. Проблема заключается в том, что его пока что нет в природе. ОКБ имени «Сухого» продает заказчикам воздух, а те почему-то не берут его за свои деньги. Истребитель сперва надо создать, поставить на крыло, обкатать в реальных боевых условиях, например, Сирии, выявить и устранить неизбежные «детские болезни». А еще неплохо, чтобы Су-75 официально был принят на вооружение Минобороны РФ. Это будет ему самой лучшей рекламой, хотя уже снятые рекламные ролики безусловно тоже хороши.

Вот и нет ничего удивительного в том, что ОАЭ решили приобрести французские истребители Rafale, которые есть в природе, и с ними понятно, что дальше делать. Также вполне закономерно, что Су-75 Checkmate не заинтересовал в практическом плане Индию, равно как и Су-57.

Как известно, Нью-Дели нуждается в современной мощной авиации для сдерживания стремительно растущего наступательного потенциала Китая. ВВС Индии могли бы серьезно усилиться тяжелым двухдвигательным истребителем пятого поколения Су-57 и легким однодвигательным истребителем пятого поколения Су-75. Последний в палубной версии прекрасно подошел бы на замену устаревшим истребителям МиГ-29К/КУБ. Для своих трех авианосцев индийские ВМС нуждаются в современном легком палубном истребителе. Но, увы, Су-75 пока что не существует ни в базовой, ни в «оморяченной» версии. Тяжелый истребитель Су-57, в отличие от Checkmate, уже летает, но на двигателях предыдущего поколения, ожидая «Изделие 30».

Результат закономерен: Нью-Дели придирчиво выбирает между французским палубным Rafale-M и американским F/A-18 Super Hornet в версии Block III, а ОАЭ берут 80 французских истребителей Rafale стандарта F4. Понятно, почему между перспективным и реально существующим самолетом выбор всегда делается в пользу последнего. Означает ли это, что Су-75 провалился?

Вовсе нет. Су-75 сперва надо довести до ума и в первую очередь поставить на службу в ВКС РФ и ВМФ РФ как легкий многоцелевой фронтовой и палубный истребитель, соответственно. Тогда, глядишь, и зарубежные заказчики потянутся. Несомненно.
21 komentář
informace
Vážený čtenáři, abyste mohli zanechat komentář k publikaci, musíte přihlášení.
  1. mark1 Offline mark1
    mark1 6 Leden 2022 14: 44
    +8
    Сережа, вы о чем? Ни кто еще ни чего не продает, была просто презентация проекта и все... Люди посмотрели, задумались о перспективе, на контракты с Рафалями это ни как не влияет т.к. одно будет сейчас, второе( если будет) - потом.
    Вы на Авио.про тоже работаете, или просто старую статью у них передрали?
    1. Maržeckij Offline Maržeckij
      Maržeckij (Sergey) 6 Leden 2022 14: 49
      -6
      Сережа, вы о чем? Ни кто еще ни чего не продает, была просто презентация проекта и все... Люди посмотрели, задумались о перспективе, на контракты с Рафалями это ни как не влияет т.к. одно будет сейчас, второе( если будет) - потом.

      Это и есть попытка получить предзаказы

      Вы на Авио.про тоже работаете, или просто старую статью у них передрали?

      To už je ale nehoráznost.
      1. mark1 Offline mark1
        mark1 6 Leden 2022 14: 55
        +7
        Ну при чем здесь хамство , просто... -случайное совпадение (наверное)
        А на предзаказы логичнее рассчитывать в 23 году.
        1. Maržeckij Offline Maržeckij
          Maržeckij (Sergey) 6 Leden 2022 16: 22
          -2
          Ну при чем здесь хамство , просто... -случайное совпадение (наверное)

          Насчет передрать - это хамство. Я автор более 3 тысяч статей и сам в состоянии написать статью.
          К авиа.про не имею никакого отношения. Я вообще не понимаю, о чем вы говорите.

          А на предзаказы логичнее рассчитывать в 23 году.

          Кто с этим спорит? Статья именно об этом, вообще-то.
          1. mark1 Offline mark1
            mark1 6 Leden 2022 17: 02
            -1
            Citace: Marzhetsky
            Я автор более 3 тысяч статей и сам в состоянии написать статью.

            Ни чуть не сомневаюсь, что Вы в состоянии.

            Citace: Marzhetsky
            К авиа.про не имею никакого отношения.

            Не имеете, так не имеете, но я вообще то к этому ресурсу вполне лояльно отношусь - весьма оперативный, в меру достоверный...
  2. Miffer Offline Miffer
    Miffer (Sam Miffers) 6 Leden 2022 15: 17
    -2
    Су-75 сперва надо довести до ума и в первую очередь поставить на службу в ВКС РФ

    Пока травка подрастёт, лошадка с голоду помрёт.
    1. gunnerminer Offline gunnerminer
      gunnerminer (střelec horník) 6 Leden 2022 15: 51
      -8
      Плюсанул. Рассматриваем розничные цены на яичницу. А курица в чужой корзине на базаре.
  3. svoroponov Offline svoroponov
    svoroponov (Vjačeslav) 6 Leden 2022 15: 43
    +4
    Индийцам истребители нужны сейчас, а Су-75 практически только в начале строительства и испытаний. По этому и будут выбирать из того что есть. Сухопутные Рафали уже закуплены , для того чтобы удешивить линейку индийцы присматриваются к Рафалям для авианосца. Логика сама это подсказывает. Только вот название статьи не корректно , нельзя проиграть ,продавая то чего ещё нет. Построят ,испытают , вот тогда и надо смотреть что и как
  4. gunnerminer Offline gunnerminer
    gunnerminer (střelec horník) 6 Leden 2022 15: 47
    -7
    Су-57 создавался как ответ F-22.Су-75 как ответ F-35.Без одноврменного обеспечения средствами оперативного обеспечения экипажей.А потенциальным покупателям, тем более обеспеченным все сразу подавай.Как минимум современные танкеры заправщики, современные комплексы ДРЛО и У с РЛС с АФАР.
  5. Mikhail L. Offline Mikhail L.
    Mikhail L. 6 Leden 2022 16: 29
    +1
    ...Не захотели покупать кота в мешке, который еще и не родился? Ха!
    1. zenion Offline zenion
      zenion (zinovy) 6 Leden 2022 16: 33
      +1
      Так и мешка ещё нет, только нарисовали какой будет мешок. А вот как запихнуть кота в мешок, пока проблема.
  6. zenion Offline zenion
    zenion (zinovy) 6 Leden 2022 16: 32
    +1
    Мы им верим, что купят, а они нам не верят и не купили. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  7. hlavolam Offline hlavolam
    hlavolam (Bazalka) 6 Leden 2022 17: 37
    +2
    Вовсе нет. Су-75 сперва надо довести до ума и в первую очередь поставить на службу в ВКС РФ и ВМФ РФ как легкий многоцелевой фронтовой и палубный истребитель, соответственно. Тогда, глядишь, и зарубежные заказчики потянутся. Несомненно.

    Это такая кондовая банальность, зачем это писать вообще? Непонятно.
  8. Komentář byl odstraněn.
  9. viktortarianik Offline viktortarianik
    viktortarianik (Vítěz) 6 Leden 2022 17: 47
    +2
    А что, разве чертежи умеют летать?
  10. Sergej Latyšev Offline Sergej Latyšev
    Sergej Latyšev (Serge) 6 Leden 2022 21: 45
    +1
    Да, опять идет волна на несуществующий СУ75.
    Как раньше шли волны на МИГ35 и СУ57. Мол арабы купят, индийцы купят... а на деле никто не купил и не собирался.

    В ОАЭ вообще нет ничего от росийского ВВС (конкурениты по нефти с Россией же), т.е никакой логистической поддержки вертолетам -самолетам не будет. А деньги у них есть и на дорогую технику от запада , спасибо ценам на газ.

    Индийцы вышли же из многих проектов ,в том числе и по СУ57. Покупать сразу - потеря лица.

    В алжире, египте есть логистика для росийских ВВС, да в индонезии с мелочью рядом.
    Но им надо чтоб были работающие изделия, без "индийских" залетов...
  11. Y S Offline Y S
    Y S (S C) 7 Leden 2022 00: 54
    +3
    первые Рафали арабы должны получить в 27 г, к этому времени будут уже серийно производиться су75, и арабы могут послать французов лесом, как их послали индусы (австралийцы), которые изначально хотели 120шт, но потянули чуть больше 20шт).
    то что су 75 будет готов через 2-3 года нет сомнений, потому что он состоит из комплектов уже серийного су57, в су 75 даже крылья, кабина(фонарь), отсек, двигатель, афар и кили су57, то есть самолет унифицирован на 70-80%. поэтому и цена низкая, это вообще впервые в мировой авиа истории - РФ опять первая! из одинаковых комплектов собирают два разных истребителя( причем 5-6 поколения), тяжелый и легкий.
    потом не надо забывать иранцев, они тоже не менее сотни шт закажут
  12. Jurij Siritskij Offline Jurij Siritskij
    Jurij Siritskij (Jurij Siritskij) 7 Leden 2022 14: 23
    +1
    Зачем писать всякую ерунду сравнивая пока не существующий самолет , с давно обкатанным и находящимся на вооружении истребителем.
    1. turista Offline turista
      turista (turista) 7 Leden 2022 21: 48
      0
      да какойто бессмысленный набор букв по теме. из всей статьи автору самому стоило бы прочитать только это "Checkmate – это перспективный самолет, но он пока что существует только в виде чертежей и макетов (в скобках отметим что и это не факт, а предположение). Летный образец ожидается только в 2023 году (пак да, су-57, ил-112,...), производство установочной партии – в 2026 году. При этом пока доподлинно не известно, будет ли конечная стоимость соответствовать заявленным 25-30 миллионам долларов." и больше ничего не писать.
  13. hlavolam Offline hlavolam
    hlavolam (Bazalka) 9 Leden 2022 17: 04
    0
    Непонятно: кто и на каком основании предполагал Су-75 "светлое будущее"? Совершенно никаких оснований для этого как не было, так и нет.
  14. grity Offline grity
    grity (Vadim) 10 Leden 2022 01: 07
    0
    Сергей, а ничего что сначала была Индия, а потом ОАЭ. Это демонстрирует ваш "высочайший" экспертный уровень. И второе. Трудновато продать нечто, пусть и перспективное, но существующее только в макете, тогда как имеется хорошая (пусть и дорогая) модель на конвейере? Что ж тут может быть не так?....Понял. Статью опаздывал сдать, вот и...
  15. Severní Offline Severní
    Severní (Víra) 13. února 2022 19:44
    0
    Я с автором, вернее, с его творениями, еще не знакома, поэтому задаюсь вопросом : Он всегда пишет в такой интонации, сильно смахивающей на манеру Хлестакова, и с непонятной позиции? Прямо говоря, тема, над которой кружился Автор, не стоила такого количества слов - состоялась презентация перспективной модели. И в КБ, не мальчики сидят - смешно даже предположить, что они были уверены в заключении больших контрактов на этом этапе. Надеюсь, у автора не было цели поглумиться этак слегка над несомненным достижением российского КБ? Нет? .... Мммм-дааа... "а осадочек-то остался.".. Так ради чего была опубликована эта имеющая столь малую информативность статья? Ведь уже с последим словом моментом прилетает в голову одно крылатое выражение, где упоминаются гора и мышь.... не в обиду буде сказано...